- Каноническое (церковное) право
КАНОНИЧЕСКОЕ (ЦЕРКОВНОЕ) ПРАВО — разновидность корпоративного права, предметом регулирования которой являются имеющие по своей природе правовой характер отношения, связанные с существованием Церкви и осуществлением ею разнообразной деятельности. Соответственно, каноническим правом регулируются отношения, связанные с церковным устройством, церковным управлением (в том числе статус церковного суда, процесс, церковные наказания), а также внешние отношения Церкви. Особенность канонического права — в методах правового регулирования. К ним относят акривию и икономию. Их сочетание и составляет метод церковного права. Метод акривия предназначен для решения вопросов с позиции строгой определенности, не терпящей отступления от основных начал христианского учения; применяется в тех случаях, когда речь идет об основополагающих догматических началах церковной жизни, о самой сущности и целях существования Церкви и христианства. В противоположность акривии икономия означает снисхождение к человеческим немощам и слабостям в церковно-практических и пастырских вопросах, не имеющих догматического характера; предполагает известное отклонение от канонических правил в указанной сфере и частичную замену законности целесообразностью. Такое сочетание акривии и икономии есть не что иное, как принятой в церковной жизни соотношение законности и целесообразности. В представлениях богословов данное понимание метода церковного права вытекает из сущности регулируемых отношений и одновременно из самого духа евангельского благовестия.
Догматический характер церковного права, характеризующийся чрезмерно усложненным характером изменения его норм, породил множество «мертвых» норм, утративших свое регулятивное значение. В современных условиях они заменяются обычными нормами (на такие нормы как раз и распространяет свое действие икономия).
Каноническое (церковное) право структурно состоит из двух частей (подотраслей) — внутреннего и внешнего права. Внутреннее право представлено институтами церковного устройства (регулирует основные вопросы церковной жизни — личный состав Церкви, основы ее административного и территориального устройства) и церковного управления (церковное судоустройство и судопроизводство, церковные наказания, семейно-брачное право, церковно-имущественное право, корпоративный надзор и контроль). Внешнее право представлено нормами, объединенными в два института: 1) связан с регулированием церковно-государственных отношений (с позиции Церкви) и 2) содержит нормы, которые регулируют отношения Церкви к другим вероисповеданиям.
Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС. под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка. 2003.